S. Piñera’s foreign policy in Latin America
Table of contents
Share
Metrics
S. Piñera’s foreign policy in Latin America
Annotation
PII
S0044748X0004716-6-1
DOI
10.31857/S0044748X0004716-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia Aniskevich 
Occupation: Posgraduate Student
Affiliation: Institute for Latin American studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
20-31
Abstract

The article analyzes the course of Chile’s foreign policy in the Latin American region during the presidency of S. Piniera. An assessment of his first mandate and the current period of the country's leadership is given, and the state and main directions of modern foreign policy are examined. It considers the general and the particular in development programs, highlights the advantages and disadvantages of various actions in the context of foreign policy development. The author comes to the conclusion that the first period of S. Piniera’s mandate was not as effective as planned, but at the same time, as a key moment in foreign policy development, participation in the Pacific Alliance could be identified. In the framework of the current foreign policy development strategy, the activities of the renewed leadership will more likely be focused on the successes of the past and the augmentation of what has already been achieved. The emphasis in foreign policy will remain on regional cooperation and focus on the Asia-Pacific region.

Keywords
Chile, Pinera, foreign policy, Pacific Alliance, Latin American integration
Received
10.04.2019
Date of publication
26.04.2019
Number of purchasers
32
Views
777
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2019
8448 RUB / 56.0 SU
1 Начиная с 90-х годов XX в. чилийская внешняя политика постоянно эволюционировала под воздействием принятой концепции открытого регионализма, отличаясь при этом при переходе власти от одного правительства к другому значительной преемственностью. Причинами этого были процесс восстановления демократии и последовавший за ним период ее консолидации.
2 Сейчас действует правоцентристское правительство Себастьяна Пиньеры (2010—2014, 2018—н/в), пришедшего к руководству уже во второй раз. В качестве причин, оказавших влияние на перестановку правящих сил в стране, можно отметить усталость общества от долгого пребывания у власти левоцентристских политиков, некоторое разочарование результатами их работы и желание чилийцев изменить ситуацию, сложившуюся в стране.
3

В 2010 г. впервые после падения диктатуры президентский пост в Чили занял представитель от правого блока партийных объединений — Коалиции за перемены (Coalición por el Cambio) — С.Пиньера. Его предвыборная программа была схожа по содержанию с планом развития страны, представленным его соперником, — экс-президентом Эдуардо Фреем (1994—2000). Однако представитель правоцентристов сделал более успешный акцент на модернизации и совершенствовании социально-экономической модели развития страны, на решении актуальных проблем. Его программа включала следующие пункты: улучшение качества действующих социальных проектов; повышение эффективности антикризисных мер; необходимость реконструкции государственного управления. Внимание было уделено и борьбе с преступностью, преодолению бедности и целенаправленному созданию новых рабочих мест1. В рамках внешней политики было выделено два основных направления: сохранение приоритета коммерческих соглашений со странами и торговыми блоками и активизация участия в интеграционных объединениях. Пиньера не отказывался от идей, предложенных его предшественниками, и являлся сторонником динамизма, обновления и последовательно-пошагового развития. В то же время он ставил перед собой более амбициозные цели, направленные на превращение Чили к 2018 г. в страну, соответствующую по уровню развития государствам Западной Европы2. Кроме того, на окончательный выбор избирателей оказали влияние имидж и харизма самого кандидата.

1. М. M. Quiroga. The Concertación's Defeat in Chile's 2009–2010 Presidential Elections. - Latin American Politics and Society, 2012, t. 54, №2, p. 79–107.

2. Л. В. Дьякова. Себастьян Пиньера: год у власти — Латинская Америка, 2011, №5, с. 58–68.
4

В программе развития, представленной на выборах в 2009 г., в рамках международной стратегии, Пиньера выделил семь основных направлений государственной деятельности3. Первое из них было ориентировано на сохранение суверенитета, самоопределения и расширение влияния страны в рамках глобальной политики. Второе направление увязывалось с укреплением и защитой норм международного права. Пиньера выразил приверженность незыблемым принципам внешней политики, которых стала придерживаться Чили после восстановления демократии и к которым были отнесены уважение и поощрение демократических устоев и прав человека, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела государства, соблюдение принципа равенства государств, свободное самоопределение народов.

3. S. Piñera. Programa de gobierno para el cambio, el futuro y la esperanza. Chile 2010-2014. – 2009.
5 Третьим приоритетом стали отношения с государствами региона, в особенности с соседними странами — Аргентиной, Боливией и Перу. В то же время не исключалась стратегия глобальной экономической ориентации и поиска взаимовыгодных коммерческих соглашений за пределами Латинской Америки. Данный приоритет стал четвертой осью стратегии развития, где были отмечены возможность дальнейшей кооперации с США и Европейским союзом на основе уже имеющихся соглашений и наращивание связей со странами динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Содействие сотрудничеству государственного и частного секторов, поощрение инвестиционных проектов и консолидация коммерческих инструментов составляли пятое направление внешнеполитической деятельности нового президента.
6

Пиньера в своей программе также сделал акцент на защите суверенитета и территориальной целостности, что было обосновано интересами страны в имеющих место конфликтах с Боливией и Перу. Было заявлено и об интересах Чили в Антарктике. Новое правительство выдвигало идею проведения административных реформ, связанных с модернизацией министерства иностранных дел (совершенствование системы подбора персонала и оценка его профессионализма, анализ эффективности реформ и т.д.). Таким образом, на основе проведенного анализа внешнеполитической стратегии правительства Пиньеры можно сделать вывод, что она имела характерные черты сходства с направлениями деятельности предыдущих правительств. Впоследствии, на протяжении четырех лет правления правоцентриста, программа была видоизменена, и преемственность стала не столь явной4.

4. S. Briones, A. Dockendorff. Continuidad y cambio en la política exterior chilena en el gobierno de Sebastián Piñera (2010-2014). — Estudios internacionales (Santiago). 2015, t. 47, № 180, p. 115–138.
7

Одной из отличительных особенностей внешней политики периода правления Пиньеры стала трансформация отношений с соседними государствами — Боливией и Аргентиной. К этому привели идеологические различия во взглядах президентов, находившихся у власти в данный период. С 2010 по 2014 г. аргентинско-чилийские отношения были во многом ориентированы на обязательства, предписываемые Договором об интеграции и сотрудничестве, подписанном в 2009 г. Мишель Бачелет (2006—2010, 2014—2018) и Кристиной Фернандес де Киршнер (2007—2015). Контакты на высшем уровне осуществлялись в рамках ранее заключенных соглашений, но в ходе встреч были выявлены конкретные проблемы и разногласия в подходах к решению некоторых вопросов5. Несмотря на это, страны пытались поддерживать отношения, ориентируясь на уже достигнутые результаты и политический прагматизм. Чили активно поддерживала позицию Аргентины в вопросе принадлежности Мальвинских островов на различных многосторонних форумах. Продолжала активно развиваться двусторонняя торговля6. При этом наблюдалась и некоторая натянутость в отношениях, которую можно объяснить недопониманием отдельных моментов, связанных с внутренней политикой, ввиду различной идеологической направленности правящих в двух странах коалиций. Так, в 2010 г. Пиньера негативно отреагировал на назначение в качестве аргентинского посла в Чили Мигеля Отеры в связи с неоднозначными взглядами последнего на период правления Аугусто Пиночета7. Еще одним примером межправительственных трений стало предоставление убежища в Чили бывшему судье Отилио Романо, который был привлечен к уголовной ответственности в Аргентине за участие в преступлениях против человечности8.

5. M. Colacrai. La relación bilateral Argentina-Chile en clave política 2010-2015: Continuidades y matices con cambios de gobiernos. — Estudios internacionales (Santiago). 2016, t. 48, №183. p. 9–37.

6. M. L. Diz. Los liderazgos políticos y sus dilemas en el presente de Argentina y Chile. — Postdata. 2014, t. 19, №1. p. 229–241.

7. Miguel Otero en Argentina: al embajador pinochetista la va como el ajo. – The Clinic. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

8. Detienen en Chile al ex juez Otilio Romano. – Río Negro. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
8

Еще более значительные изменения произошли в боливийско-чилий-ских отношениях, которые достигли наибольших успехов в период президентства М.Бачелет в результате подписания между странами меморандума из 13 пунктов, целью которого было углубление взаимного доверия и поиск решения имеющихся проблем, приоритет среди которых был отдан морскому вопросу9. Изначально правительства обеих стран были позитивно настроены по отношению друг к другу. В своей речи после выборов Пиньера не раз упомянул о необходимости продолжить дело, начатое его предшественницей, но в дальнейшем этого так и не произошло. Со стороны Сантьяго не было создано необходимых условий для переговоров, чилийское министерство иностранных дел так и не смогло предложить конкретных и удовлетворяющих Боливию решений относительно возможности предоставления последней выхода к морю. С течением времени правительство боливийского президента Эво Моралеса стало воспринимать такую позицию как негативную, в результате чего весной 2013 г. Боливия подала иск против Чили в Международный суд ООН (Гаага) в связи с территориальным спором. Иск так и не был удовлетворен10.

9. Qué es la agenda de los 13 puntos que Chile y Bolivia buscan retomar? — La Tercera. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

10. C. Ortiz Würth. Los gobiernos de Bachelet y Piñera: Del estilo diplomático pragmático político al económico. Una divergente política exterior con Bolivia. — Revista Búsquedas Políticas. 2015, V.4, №2, p. 117-130.
9 Перечисленные действия указывают на то, что, несмотря на заявления, содержавшиеся в программе Пиньеры, о продолжении внешнеполитической линии, начатой Бачелет, экономические и политические отношения со странами Латинской Америки, особенно с соседними государствами, не улучшились. Исходя из идеологической направленности партийной коалиции, от которой Пиньера был выдвинут на президентский пост, президент предпринял действия, указывающие на приоритетное значение иных вопросов. Акцент был сделан на работе по усилению интеграции со странами быстро растущего и развивающегося АТР.
10

Под другим углом рассматривался потенциал сотрудничества с соседним Перу, где также имели место территориальные споры. Данный вопрос, аналогично боливийской ситуации, решался в Гааге, вердикт по нему было вынесен в январе 2014 г. Он был расценен чилийской стороной как умеренная потеря, и было решено закрыть напряженную тему, на протяжении долгого времени являвшуюся существенным препятствием в диалоге двух стран11. Параллельно между ними стала активно развиваться экономическая кооперация в контексте совместного участия в Тихоокеанском альянсе (Alianza del Pacífico, AP)12.

11. Piñera afirma que el fallo de La Haya ha confirmado los argumentos de Chile. — La Ra- zón. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

12. S. Briones, A. Dockendorff. Continuidad y cambio en la política exterior chilena en el gobierno de Sebastián Piñera (2010-2014). — Estudios internacionales (Santiago), 2015, t. 47, №180, p. 115–138.
11

Стабильной оставалась чилийская позиция в отношении международной безопасности. Чили приняла участие в саммитах по ядерной безопасности в 2010 и 2012 гг. Дипломатия в области обороны традиционно была активной. Так, в рамках десятой Конвенции министров стран Америки в 2012 г. Чили сыграла значительную роль в ходе утверждения Международной системы сотрудничества в случае стихийных бедствий. Неизменным оставалось участие в миротворческих операциях ООН, особенно при разрешении конфликта на Гаити. В 2014–2015 гг. Чили заняла место непостоянного члена в Совете Безопасности ООН13.

13. L. Oyarzún. When Trade Policy is Not Enough: Opportunities and Challenges for Chile's In-ternational Insertion. — Journal of Iberian and Latin American Research, 2013, №19(2), p. 268–285.
12

Еще одной важной вехой внешней политики Пиньеры стало участие в становлении AP. Это оказало влияние как на развитие интеграционных связей внутри и за пределами континента, так и на активизацию торгово-экономических отношений. Альянс был образован Колумбией, Чили, Мексикой и Перу в апреле 2011 г., а формализован 6 июня 2012 г. в Паранале (Чили) подписанием рамочного соглашения14. Его полноправными членами на данный момент намерены также стать Коста-Рика и Панама.

14. Declaración Presidencial (2012), IV Cubre Alianza del Pacífico, Observatorio Paranal, 6 junio 2012.
13

В рамках данного интеграционного образования чилийское правительство преследовало следующие цели15:

  • возможность упрощенного перемещения товаров, услуг и капитала между странами-партнерами;
  • содействие диверсификации экспорта, увеличение темпов роста, экономического развития и большей конкурентоспособности страны с целью достижения большего благосостояния и преодоления социально-экономического неравенства;
  • использование потенциала страны в качестве площадки для политической, экономической и коммерческой интеграции между странами Латинской Америки и АТР.
15. L. Oyarzún, F. Rojas. La Alianza del Pacífico en América Latina. ¿Contrapeso regional? — Cuadernos sobre Relaciones Internacionales, Regionalismo y Desarrollo, 2012, № 8(16), p. 9–30.
14 Помимо AP необходимо отметить участие Чили в таких интеграционных объединениях, как Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC) и Союз южноамериканских наций (Unión de Naciones Surame-ricanas, Unasur). В них администрация Пиньеры не принимала такого активного участия, как в AP, а по большей части придерживалась роли пассивного участника с целью продолжения инициатив, намеченных предыдущим правительством.
15

В плане торгово-экономического сотрудничества отношения были более развиты с внерегиональными партнерами. Лидерами по объему экспорта из Чили стали Китай, Европейский союз и Соединенные Штаты Америки. Данный показатель за 2013 г. составил 19 921 млн долл., 11 278 млн долл. и 9 756 млн долл., соответственно (в процентном соотношении — 24,8, 14,6 и 12,6%). В отношении импорта лидерами на конец 2013 г. были США, КНР и ЕС с общими показателями 16 088 млн долл., 15 702 млн долл. и 13 187 млн долл., соответственно (в процентном соотношении — 20,2, 19,7 и 16,6%)16. Кроме того, в период с 2011 по 2014 г. были заключены соглашения о свободной торговле с Турцией, Малайзией, Вьетнамом, Гонконгом и Таиландом17.

16. Comercio exterior de Chile 2014-2015. — Ministerio de Relaciones Exteriores. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

17. Acuerdos Comersiales Vigentes. — Drección General de Relaciones Económicas Internacionales. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
16

В региональных рамках наибольшие успехи в торговле были достигнуты с членами Общего рынка стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur), Андского сообщества наций (Comunidad Andina de Naciones, CAN) и AP. Экспорт из Чили в страны представленных объединений за 2013 г. составил 6 160 млн долл., 5 059 млн долл. и 4 034 млн долл., соответственно (в процентном соотношении — 8, 6,5 и 5,2%). В импорте наблюдается аналогичная картина: на 2013 г. из стран Mercosur он составил 9 823 млн долл., из стран CAN — 6 135 млн долл., из стран AP — 5 858 млн долл.18.

18. Cuadros y Series Estadísticas de Comercio Exterior. — Gobierno de Chile. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
17

Стоит отметить, что номенклатура экспорта была довольно ограничена и в основном состояла из сырьевой продукции — в первую очередь из поставок меди19. Данное обстоятельство препятствовало признанию страны в качестве полноправного партнера, находящегося на одном уровне развития с европейскими странами, к чему стремилось чилийское правительство.

19. J. Kynge. EM held back by weak global recovery. — Financial Times. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
18 Таким образом, можно сделать вывод, что в период первого мандата Пиньеры внешняя политика Чили имела две отличительные особенности. Первая — преемственность в области направлений развития торговли, регионального сотрудничества и международной безопасности. Это подтверждается подписанием новых соглашений о свободной торговле, активным продвижением сотрудничества с АТР, постоянным участием в региональных форумах (таких, как Unasur и CELAC), посредничеством в создании AP и содействием миротворческим операциям. Второй отличительной чертой является региональное сотрудничество, особенно с соседними странами, где имели место идеологические разногласия. Если в рамках кооперации с Аргентиной и Перу консенсус был найден и не произошло значительного взаимного отдаления стран, то в случае с управляемой левоцентристами Боливией последствия внешней политики правоцентристов оказались губительными и привели к значительному ослаблению доверия между государствами.
19 Как следствие, ни в коем случае нельзя отрицать факт общей преемственности внешней политики и продолжения намеченного в 90-х годах плана развития в рамках «открытого регионализма». При этом все же стоит отметить, что на принимаемые решения оказывали влияние идеологические воззрения, которые можно оценить с положительной (инновационная позиция в отношении альтернатив региональной интеграции) и с отрицательной (территориальный спор с Боливией) стороны.
20

В целом период нахождения Пиньеры на посту президента можно оценить по-разному. В основном его характеризуют негативно (неспособность к согласованию и представлению разнородных и противоречивых общественных интересов, предупреждению и разрешению конфликтов)20. Пиньера, так же, как и его идеологические соперники, потерпел неудачу в реорганизации системы образования. Выступив с критикой старой модели, он не представил новой конфигурации и четкого проекта ее создания, что спровоцировало массовые протесты. Возникла ситуация тотального взаимного непонимания между властью и обществом, в которой каждый слушал только себя. В условиях роста социальных протестов в удаленных от центра областях, сопровождавшихся требованиями адресного внимания к каждой конкретной ситуации и более справедливого распределения государственной поддержки, а также равномерного экономического развития всей территории страны, произошла активизация политики регионализма. Однако нельзя не признать, что в ходе президентства Пиньеры в развитии страны были достигнуты серьезные успехи21: Чили фактически справилась с последствиями финансово-экономического кризиса 2009—2011 гг., удалось не допустить роста инфляции, безработица оставалась на уровне 6,5%, что в целом для Латинской Америки считается довольно низким показателем. Прослеживалась нацеленность на продолжение и реализацию социальных реформ и стремление к повышению уровня развития страны. Аспекты внешней политики были уже проанализированы выше.

20. N. Guerrero, A. Vega, M. José. Reflexiones teóricas sobre discurso político e ideología: un análisis preliminar de las políticas de emprendimiento del gobierno de Piñera (Chile 2010-2014). — Revista Uruguaya de Ciencia Política, 2015, t. 24, p. 105–120.

21. C. F. González. El discurso político de resistencia en las redes sociales: el caso de los memes desde una perspectiva crítica y multimodal. — Contextos, 2016, № 30, p. 37–48.
21

Таким образом, в целом итоги правления правоориентированных сил стали причиной того, что страна вступила в период общественного кризиса и разочарования достигнутыми результатами22. Российский исследователь Людмила Владимировна Дьякова отмечает: «Возможно, Пиньера оказался несвоевременной фигурой, придя или слишком рано, когда общество еще не почувствовало губительных последствий недостаточного развития, отставания в принципиальных областях, или слишком поздно. Можно сказать, что основной упрек именно к Пиньере состоит в том, что он — не М.Бачелет, популярность которой в конце ее президентского срока достигала 80%, а своеобразный имидж, обаяние и стиль сформировали слишком высокую «человеческую» планку власти»23. Это говорит о том, что общественные настроения граждан играют важную роль в политической расстановке сил и отчасти искажают реальные факты и результаты экономического развития страны.

22. В. Л. Хейфец, Л. С. Хейфец. «Правый поворот» в Латинской Америке: случайность или тенденция? — Латинская Америка, 2010, №6, c. 8–20.

23. Л. В. Дьякова. Чилийская демократия: преемственность и перемены - М., Институт Ла-тинской Америки РАН, 2013, с.235.
22

Несмотря на неоднозначные результаты первого мандата, в конце 2017 г. Пиньере удалось вернуть себе президентское кресло. Как и в прошлый раз, его основным соперником на выборах стал кандидат от левоцентристов. Окончательный победитель был выявлен во втором туре, прошедшем в декабре. Пиньере удалось набрать 54,57% голосов против 45,43%, которые получил его оппонент Алехандро Гильер24. И вновь на предпочтения избирателей, как и в прошлый раз, оказала влияние социально-экономическая ситуация, сложившаяся внутри страны25. Во время своего второго президентского срока Бачелет поставила цель — выполнить те задачи, которые не были решены в течение ее первого срока, разобраться с проблемами неравенства и провести реформу системы образования. В итоге в целом успех не был достигнут. В результате падения цен на медь чилийская экономика потеряла за 2016 г. сумму, эквивалентную 1% от ВВП, а экономический рост за этот же период составил, по оценке экспертов, 1,6% в год и явился самым низким показателем с 2010 г. Это серьезно осложнило реализацию программ, направленных на глубокое социально-политическое реформирование, запланированное на 2014—2017 гг., и поставило правительство перед необходимостью сократить социальные расходы на 2017 г.26.

24. Elección Presidencial Segunda Votaciónю — Servicio Electoral de Chile. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

25. З. В. Ивановский. Латинская Америка на перепутье: изменения в расстановке политиче-ских сил. — Свободная мысль, 2018, №1(1667), с. 177-192.

26. Н. С. Аниськевич, Г. И. Коларов. Итоги президентских выборов в Чили в 2017 г. — Политэкс, 2018, т.14, №1, с. 149-164.
23

В рамках реформирования образовательной системы администрация Бачелет представила по меньшей мере шесть законопроектов, большинство из которых было отклонено парламентом. Основной проблемой предложенных инициатив явилось то, что в них планировалось значительно увеличить количество людей, охваченных бесплатными услугами на всех образовательных уровнях. Это в свою очередь означало необходимость увеличения финансирования данных структур со стороны государства, что невозможно было сделать в кратчайшие сроки (последний принятый законопроект имеет сроки реализации до 2020 г.)27. Эксперты отмечают и другие недостатки, которые так и не были искоренены: отсутствие заинтересованности в предоставлении социальных гарантий профессорско-преподава-тельскому составу; высокая сегрегация по социально-экономическому уровню и дискриминация по этническому происхождению; невысокие показатели академических результатов учащихся; возникновение спорных ситуаций в отношении частных учебных заведений; слабое внедрение инноваций28. Данные вопросы вызывают большое количество споров как в самом правительстве, так и в обществе. Частым явлением на чилийских улицах стали массовые студенческие протесты, участники которых требуют реализации предвыборных обещаний и пересмотра модели финансирования образования. Одна из последних и самых крупных демонстраций прошла летом 2017 г. в столице страны. В ней участвовали около 10 тыс. человек, причем протесты студентов сопровождались массовыми беспорядками29. Помимо этого внутри правительства происходила борьба двух подходов к вопросу о том, что должно нести образование и каким образом его необходимо совершенствовать.

27. La reforma educativа que Chile necesita. — Programa de gobierno. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

28. 8 problemas del sistema educativо en Chile. — El quinto poder. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

29. Al menos 50 detenidos en protestas estudiantiles en Chile. — RPP Noticias. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
24

Окончательный результат предвыборной гонки не был большой неожиданностью. В свете всех предшествующих событий Пиньера был вполне ожидаемым кандидатом на должность президента30. Согласно итогам выборов ему удалось набрать большинство голосов во всех регионах страны, за исключением двух южных областей — Айсен и Магальянес. При этом в 10 из 13 округов, где Пиньера оказался лидером, он опередил своего основного соперника Гильера как минимум на 5 пунктов31.

30. З. В. Ивановский. Чили: новая политическая панорама и корректировка модели разви-тия. — Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2018, №1(60), с. 575-580.

31. Elección Presidencial Segunda Votación. — Servicio Electoral de Chile. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
25

На пресс-конференции после объявления финальных результатов выборов в Сантьяго новоизбранный президент, находясь в окружении семьи, поблагодарил всех сторонников за доверие и пообещал сделать Чили процветающим государством и обеспечить лучшую жизнь для его населения. Ему была оказана всесторонняя поддержка: так, экс-министр внутренних дел и общественной безопасности Андрес Чадвик сказала: «Наступило время единения, президент Пиньера будет править от имени всех чилийцев». Никто из конкурентов не стал оспаривать его победу, а действующий президент М.Бачелет сразу после объявления результатов поздравила победителя: «И вы, и я любим Чили, и поэтому я желаю вам удачи в реализации вашего мандата!» В свою очередь Пиньера ответил, что будет ждать мудрых советов своей предшественницы, планирует сотрудничать и совещаться с ней в вопросах управления страной. Его конкурент А.Гильер признал, что «Пиньера выиграл безапелляционно и убедительно… Мы потерпели тяжелое поражение, однако должны выйти на улицу в защиту своих завоеваний, на пользу Чили»32.

32. El conservador Sebastián Piñera vuelve a la Presidencia de Chile. — ABC. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
26

Правительственная программа развития, представленная Пиньерой, — «Построим лучшие времена для Чили» — содержит 745 мер по оптимизации развития страны. Президент и коалиция, к которой он относится, намерены восстановить процесс динамичного развития и сопровождать его экономическим ростом за счет значительного количества действенных социальных реформ33. В рамках внутреннего реформирования планируется избавиться от острых проблем, с которыми не смогло справиться предыдущее правительство34.

33. З. В. Ивановский. Политические сдвиги в Латинской Америке: региональные и гло-бальные последствия «правого поворота» (обзор выступлений на «круглом столе»). — Латинская Америка, 2018, № 5, с. 6-27.

34. Piñera crea comisión de Relaciones Exteriores que evaluará permanencia de Chile en el Pacto de Bogotá. — El Mercurio. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
27

В сфере внешней политики предлагается придерживаться курса, намеченного Бачелет: укреплять отношения с АТР, развивать интеграционные объединения в рамках Латинской Америки, стремиться к разрешению боливийского конфликта и отказаться от идеологических принципов при поиске торгово-экономических партнеров35. В рамках развития глобального партнерства обновленное правительство поставило перед собой цели превзойти нынешний уровень инвестиций, модернизировать экспортную политику и сделать Чили конкурентоспособной на мировом рынке, защищать потребителей и способствовать свободной конкуренции, бороться с новыми глобальными и региональными вызовами и инициировать более эффективное взаимодействие в рамках альянсов и сообществ36. В министерстве иностранных дел произошла кадровая перестановка. Его возглавил Роберто Ампуэро, сменивший Эральдо Муньоса, занимавшего эту должность при Бачелет37.

35. Construyamos tiempos mejor para Chile. — Programa de gobierno 2018-2022. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

36. Observatorio Regional de Planificación para Desarollo. — Objetivo 17: Revitalizar la Alianza Mundial para el Desarollo Sostenible. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

37. Roberto Ampuero asume Canciller de la República: ”La política exterior está al servicio de los chilenos”. — Ministerio de Relaciones Exteriores. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
28

За непродолжительный период своего президентства (инаугурация прошла 11 марта 2018 г.) Пиньере в сфере внешней политики уже удалось сделать некоторые успешные шаги. Было одобрено подписание соглашений о свободной торговле с Аргентиной и Бразилией, которые помимо усиления двусторонней экономической кооперации содействуют укреплению контактов между блоками Mercosur и AP38. Продолжается активный поиск решения проблемы, связанной с территориальным спором с Боливией, несмотря на то, что 1 октября 2018 г. Международный суд ООН отклонил поданный ранее ею иск к Чили о возвращении выхода к Тихому океану39. Совместно с правительствами Аргентины, Австралии, Канады, США и Мексики чилийская сторона активно участвует в давлении на Венесуэлу. Руководители этих государств подписали совместную декларацию, призывающую правительство Николаса Мадуро обратить внимание на социальное и гуманитарное положение в стране и признать факт наличия политического и экономического кризиса40.

38. Ministro Ampuero destaca conclusión de negociaciones por Acuerdo de Libre Comercio entre Chile y Brasil. — Ministerio de Relaciones Exteriores. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

39. Fallo histórico: La Haya rechazó el reclamo de Bolivia para negociar con Chile la salida al mar. — La Nación. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

40. Declaración conjunta sobre Venezuela. — Ministerio de Relaciones Exteriores. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
29

Большое внимание в сравнении со своим первым президентским сроком Пиньера уделил установлению отношений со странами Центральной Америки. Были одобрены совместные программы сотрудничества на период 2018—2020 гг. с Гондурасом41, Сальвадором42 и Гватемалой43; на период до 2021 г. — с Панамой44. Данные проекты были разработаны в рамках инициативы «Призыв чилийского фонда», которая была запущена в 2014 г. Ее суть заключается в том, что различные организации гражданского общества, высшие учебные заведения и государственные учреждения будут реализовывать совместные инициативы в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. С момента начала работы в фонд поступило 115 заявок, из которых было отобрано 10. Помимо перечисленных выше государств Центральной Америки в проекте в настоящий момент принимают участие Эквадор, Боливия, Перу, Никарагуа, Гаити, Коста-Рика, Гватемала, Белиз и Доминиканская Республика. Совместные проекты охватывают несколько областей: социальное развитие; экономическая кооперация; содействие сохранению окружающей среды и природных ресурсов; укрепление демократии и институциональной модернизации; модернизация в рамках сельского хозяйства и продовольственной безопасности45. В целом представленная инициатива является механизмом сотрудничества, инициированным Чили по направлению Юг—Юг.

41. Chile y Honduras aprueban programa de cooperación 2018-2020 y realizan Encuentro de Ex Becarios AGCID. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

42. Chile y El Salvador aprueban 6 proyectos para el Programa de Cooperación 2018-2020. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

43. Chile y Guatemala aprueban 6 proyectos para el Programa de Cooperación 2018-2020. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

44. Chile y Panamá presentan proyectos de cooperación 2018-2021 y realizan Encuentro de Ex Becarios AGCID. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).

45. Diez proyectos serán ejecutados en América Latina y el Caribe gracias a Convocatoria 2018 del Fondo Chile. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: >>> (accessed 21.01.2019).
30 Таким образом, можно заключить, что внешняя политика Пиньеры в ходе его обоих мандатов характеризуется значительной преемственностью. Его правительство ставило перед собой схожие задачи в рамках региона: многосторонний подход к сотрудничеству, реализацию политики добрососедства, содействие упрощению торгово-экономической кооперации, развитие партнерства в рамках интеграционных объединений. В то же время необходимо отметить, что, несмотря на общность параметров внешнеполитического развития, представленных в соответствующих программах, в период первого президентского срока наблюдались значительные расхождения между намеченными целями и их реализацией: ухудшение отношений с Боливией, смещение вектора кооперации в сторону мировых торговых и экономических центров (таких как ЕС, Северная Америка и АТР).
31 В настоящее время внешнеполитическую линию Пиньеры характеризует повышение интереса к сотрудничеству со странами Центральной Америки и Карибского бассейна. Стоит также отметить, что в течение незначительного периода нахождения у власти новый президент действует более последовательно, чем во время первого срока правления. Анализ правительственной программы Пиньеры и уже реализованных инициатив показывает, что он планирует провести большое количество реформ, но не все они будут радикальными. Правительство Бачелет, находившееся у власти до Пиньеры, уже проделало серьезную работу как в рамках внутренней, так и внешней политики. Скорее всего деятельность обновленного руководства будет ориентирована на успехи прошлого и приумножение уже достигнутого, развитие региональной кооперации и на продолжение сближения со странами АТР.

References

1. M. M. Quiroga. The Concertación's Defeat in Chile's 2009–2010 Presidential Elections. - Latin American Politics and Society, 2012, t. 54, №2, p. 79–107.

2. L. V. D'yakova. Sebast'yan Pin'era: god u vlasti — Latinskaya Amerika, 2011, №5, s. 58–68.

3. S. Piñera. Programa de gobierno para el cambio, el futuro y la esperanza. Chile 2010-2014. – 2009.

4. S. Briones, A. Dockendorff. Continuidad y cambio en la política exterior chilena en el gobierno de Sebastián Piñera (2010-2014). — Estudios internacionales (Santiago). 2015, t. 47, № 180, p. 115–138.

5. M. Colacrai. La relación bilateral Argentina-Chile en clave política 2010-2015: Continuidades y matices con cambios de gobiernos. — Estudios internacionales (Santiago). 2016, t. 48, №183. p. 9–37.

6. M. L. Diz. Los liderazgos políticos y sus dilemas en el presente de Argentina y Chile. — Postdata. 2014, t. 19, №1. p. 229–241.

7. Miguel Otero en Argentina: al embajador pinochetista la va como el ajo. – The Clinic. — Available at: http://www.theclinic.cl/2010/06/07/miguel-otero-en-argentina-al-embajador-le-va-como-el-ajo/ (accessed 21.01.2019).

8. Detienen en Chile al ex juez Otilio Romano. – Río Negro. — Available at: https://www.rionegro.com.ar/argentina/detienen-en-chile-al-ex-juez-otilio-romano-PCRN_822368 (accessed 21.01.2019).

9. Qué es la agenda de los 13 puntos que Chile y Bolivia buscan retomar? — La Tercera. — Available at: http://www.latercera.com/noticia/que-es-la-agenda-de-los-13-puntos-que-chile-y-bolivia-buscan-retomar/ (accessed 21.01.2019).

10. C. Ortiz Würth. Los gobiernos de Bachelet y Piñera: Del estilo diplomático pragmático político al económico. Una divergente política exterior con Bolivia. — Revista Búsquedas Políticas. 2015, V.4, №2, p. 117-130.

11. Piñera afirma que el fallo de La Haya ha confirmado los argumentos de Chile. — La Ra- zón. — Available at: http://www.la-razon.com/mundo/Pinera-afirma-confirmado-argumentos-Chile_0_1987601274.html (accessed 21.01.2019).

12. S. Briones, A. Dockendorff. Continuidad y cambio en la política exterior chilena en el gobierno de Sebastián Piñera (2010-2014). — Estudios internacionales (Santiago), 2015, t. 47, №180, p. 115–138.

13. L. Oyarzún. When Trade Policy is Not Enough: Opportunities and Challenges for Chile's In-ternational Insertion. — Journal of Iberian and Latin American Research, 2013, №19(2), p. 268–285.

14. Declaración Presidencial (2012), IV Cubre Alianza del Pacífico, Observatorio Paranal, 6 junio 2012.

15. L. Oyarzún, F. Rojas. La Alianza del Pacífico en América Latina. ¿Contrapeso regional? — Cuadernos sobre Relaciones Internacionales, Regionalismo y Desarrollo, 2012, № 8(16), p. 9–30.

16. Comercio exterior de Chile 2014-2015. — Ministerio de Relaciones Exteriores. — Available at: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2015/07/Informe-anual-de-Comercio-Exterior-de-Chile-2014-2015.pdf (accessed 21.01.2019).

17. Acuerdos Comersiales Vigentes. — Drección General de Relaciones Económicas Internacionales. — Available at: https://www.direcon.gob.cl/acuerdos-comerciales/ (accessed 21.01.2019).

18. Cuadros y Series Estadísticas de Comercio Exterior. — Gobierno de Chile. — Available at: https://www.aduana.cl/cuadros-y-series-estadisticas/aduana/2016-09-14/143317.html (accessed 21.01.2019).

19. J. Kynge. EM held back by weak global recovery. — Financial Times. — Available at: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/fc581e50-b272-11e3-b89100144feabdc0.html#slide0. (accessed 21.01.2019).

20. N. Guerrero, A. Vega, M. José. Reflexiones teóricas sobre discurso político e ideología: un análisis preliminar de las políticas de emprendimiento del gobierno de Piñera (Chile 2010-2014). — Revista Uruguaya de Ciencia Política, 2015, t. 24, p. 105–120.

21. C. F. González. El discurso político de resistencia en las redes sociales: el caso de los memes desde una perspectiva crítica y multimodal. — Contextos, 2016, № 30, p. 37–48.

22. V. L. Khejfets, L. S. Khejfets. «Pravyj povorot» v Latinskoj Amerike: sluchajnost' ili tendentsiya? — Latinskaya Amerika, 2010, №6, c. 8–20.

23. L. V. D'yakova. Chilijskaya demokratiya: preemstvennost' i peremeny - M., Institut La-tinskoj Ameriki RAN, 2013, s.235.

24. Elección Presidencial Segunda Votaciónyu — Servicio Electoral de Chile. — Available at: http://www.servelelecciones.cl/ (accessed 21.01.2019).

25. Z. V. Ivanovskij. Latinskaya Amerika na pereput'e: izmeneniya v rasstanovke politiche-skikh sil. — Svobodnaya mysl', 2018, №1(1667), s. 177-192.

26. N. S. Anis'kevich, G. I. Kolarov. Itogi prezidentskikh vyborov v Chili v 2017 g. — Politehks, 2018, t.14, №1, s. 149-164.

27. La reforma educativa que Chile necesita. — Programa de gobierno. — Available at: http://www.educacion2020.cl/sites/default/files/hdr.pdf (accessed 21.01.2019).

28. 8 problemas del sistema educativo en Chile. — El quinto poder. — Available at: http://www.elquintopoder.cl/educacion/8-problemas-del-sistema-educativo-en-chile/ (accessed 21.01.2019).

29. Al menos 50 detenidos en protestas estudiantiles en Chile. — RPP Noticias. — Available at: http://rpp.pe/mundo/chile/al-menos-50-detenidos-en-protestas-estudiantiles-en-chile-noticia-1059414 (accessed 21.01.2019).

30. Z. V. Ivanovskij. Chili: novaya politicheskaya panorama i korrektirovka modeli razvi-tiya. — Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ehkonomika, nauka, tekhnologii, 2018, №1(60), s. 575-580.

31. Elección Presidencial Segunda Votación. — Servicio Electoral de Chile. — Available at: http://www.serve¬le¬lecciones.cl/ (accessed 21.01.2019).

32. El conservador Sebastián Piñera vuelve a la Presidencia de Chile. — ABC. — Available at: www.abc.es/internacional/abci-sebastian-pinera-virtual-ganador-elecciones-presidenciales-chilenas-201712172326_noticia.html (accessed 21.01.2019).

33. Z. V. Ivanovskij. Politicheskie sdvigi v Latinskoj Amerike: regional'nye i global'nye posledstviya «pravogo povorota» (obzor vystuplenij na «kruglom stole»). — Latinskaya Amerika, 2018, № 5, s. 6-27.

34. Piñera crea comisión de Relaciones Exteriores que evaluará permanencia de Chile en el Pacto de Bogotá. — El Mercurio. — Available at: http://www.elmercurio.com/blogs/2017/ 04/29/50701/Pinera-crea-comision-de-Relaciones-Exteriores-que-evaluara-permanencia-de-Chile-en-el-Pacto-de-Bogota.aspx (accessed 21.01.2019).

35. Construyamos tiempos mejor para Chile. — Programa de gobierno 2018-2022. — Available at: http://www.24horas.cl/incoming/article2548184.ece/BINARY/Programa%20de%20gobierno% 20Sebasti%C3%A1n%20Pi%C3%B1era (accessed 21.01.2019).

36. Observatorio Regional de Planificación para Desarollo. — Objetivo 17: Revitalizar la Alianza Mundial para el Desarollo Sostenible. — Available at: https://observatorioplanificacion.cepal.org/es/pla¬nes/programa-de-gobierno-de-chile-2018-2022 (accessed 21.01.2019).

37. Roberto Ampuero asume Canciller de la República: ”La política exterior está al servicio de los chilenos”. — Ministerio de Relaciones Exteriores. — Available at: https://minrel.gob.cl/roberto-ampuero-asume-como-canciller-de-la-republica-la-poli¬ti¬ca/minrel/2018-03-11/162240.html (accessed 21.01.2019).

38. Ministro Ampuero destaca conclusión de negociaciones por Acuerdo de Libre Comercio entre Chile y Brasil. — Ministerio de Relaciones Exteriores. — Available at: https://minrel.gob.cl/ministro-ampuero-destaca-conclusion-de-negociaciones-por-acuerdo-de/minrel/2018-10-22/131857.html (accessed 21.01.2019).

39. Fallo histórico: La Haya rechazó el reclamo de Bolivia para negociar con Chile la salida al mar. — La Nación. — Available at: https://www.lanacion.com.ar/2177357-chile-bolivia-disputa-salida-al-mar-corte (accessed 21.01.2019).

40. Declaración conjunta sobre Venezuela. — Ministerio de Relaciones Exteriores. — Available at: https://minrel.gob.cl/declaracion-conjunta-sobre-venezuela/minrel/2018-05-21/144614.html (accessed 21.01.2019).

41. Chile y Honduras aprueban programa de cooperación 2018-2020 y realizan Encuentro de Ex Becarios AGCID. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: https://www.agci.cl/index.php/sala-de-prensa/1884-chile-y-honduras-aprueban-programa-de-cooperacion-2018-2020-y-realizan-encuentro-de-ex-becarios-agcid (accessed 21.01.2019).

42. Chile y El Salvador aprueban 6 proyectos para el Programa de Cooperación 2018-2020. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: https://www.agci.cl/index.php/sala-de-prensa/1874-chile-y-el-salvador-aprueban-6-proyectos-para-el-programa-de-cooperacion-2018-2020 (accessed 21.01.2019).

43. Chile y Guatemala aprueban 6 proyectos para el Programa de Cooperación 2018-2020. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: https://www.agci.cl/index.php/sala-de-prensa/1859-chile-y-guatemala-definen-programa-de-coopera¬ci¬on-2018-2020 (accessed 21.01.2019).

44. Chile y Panamá presentan proyectos de cooperación 2018-2021 y realizan Encuentro de Ex Becarios AGCID. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: https://www.agci.cl/index.php/sala-de-prensa/1881-chile-y-panama-presentan-proyectos-de-cooperacion-2018-2021-y-realizan-encuentro-de-ex-becarios-agcid (accessed 21.01.2019).

45. Diez proyectos serán ejecutados en América Latina y el Caribe gracias a Convocatoria 2018 del Fondo Chile. — Ministerio de Relaciones Exteriores. AGCID. — Available at: https://www.agci.cl/index.php/sala-de-prensa/1861-diez-proyectos-seran-ejecutados-en-america-latina-y-el-caribe-gracias-a-convocatoria-2018-del-fondo-chile (accessed 21.01.2019).