Russia–Mexico: historical parallels and relations between the two countries. To the 130th anniversary of diplomatic relations
Table of contents
Share
Metrics
Russia–Mexico: historical parallels and relations between the two countries. To the 130th anniversary of diplomatic relations
Annotation
PII
S0044748X0011907-6-1
DOI
10.31857/S0044748X0011907-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anatoly Borovkov 
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
52-66
Abstract

The peculiarity of Russian-Mexican relations is that they have developed under the conditions of coincidence of the main historical events in each country. We refer to the war for independence in Mexico and the war against the invasion of Napoleon in Russia, the Benito Juarez’s Reforma and Alexander’s II reforms, the Mexican Revolution of 1910—1917 and the October Revolution of 1917 in Russia, the neoliberal reforms carried out in both countries at the end of the 20th century, and the measures to correct them in progress. If such coincidences can be considered almost absolute in time, in some cases their content coincidences were relative judging by their outcome. Nevertheless, the absolute and relative coincidences have left their mark on the relations between Russia and Mexico, which have almost always been characterized by mutual understan-ding in high degree and the similar foreign policy principles.

Keywords
Russia, Mexico, bilateral relations, the Estrada doctrine, Luis Echeverria, Andres Manuel Lopez Obrador, Vladimir Putin
Received
13.06.2020
Date of publication
30.10.2020
Number of purchasers
6
Views
144
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 11 декабря 2020 г. исполняется 130 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Мексикой. Однако связи между нашими народами существовали задолго до этого события. Это были деловые контакты по торговле пушниной между местным населением тогдашнего вице-королевства Новая Испания и русскими, расширявшими в начале XIX в. свое присутствие от Аляски до берегов Калифорнии. Там, недалеко от Сан-Франциско, в 1812 г. была построена небольшая русская крепость Форт Росс [1]. И хотя после продажи Аляски Соединенным Штатам русские покинули Калифорнию, их контакты с местным населением оставили заметный след в истории двух народов. Одна из наиболее замечательных советских рок-опер «Юнона и Авoсь», известная во всем мире как «аллилуйя любви», — не только история отношений русского путешественника и предпринимателя Николая Петровича Резанова и дочери испанского коменданта Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо. Это музыкальное произведение стало восприниматься как художественное отражение взаимной симпатии и духовной близости некогда граничивших, а потом оказавшихся на большом расстоянии друг от друга народов.
2 Интересно отметить, что уже тогда в исторических судьбах двух народов параллельно происходили похожие события, которые прямо или косвенно влияли на их отношения. И строительство крепости Форт Росс, и отраженные в рок-опере события имели место в разгар войны за независимость против испанской короны (1810—1821 гг.). В то время восставшие против колониальных властей креолы остро нуждались во внешней поддержке и обращались за ней к далекой России, которая в этот момент воевала против нашествия Наполеона. Как отметил российский исследователь Евгений Николаевич Дик, преподававший много лет в мексиканском Столичном автономном Университете (Истапалапа), «… в 1815 г. даже выдвигался проект вовлечения России в борьбу Мексики за ее независимость на стороне восставших с предоставлением «мексиканской короны» вел. кн. Николаю Павловичу». Россия в то время, не желая обострения отношений с Мадридом, заняла нейтральную позицию, призывая обе стороны решить конфликт дипломатическим путем [1]. Но даже нейтралитет России, не выступившей с осуждением восставших, имел для них важное значение в условиях международной изоляции.
3 Как известно, став независимой от Испании, молодое мексиканское государство почти 50 лет было вынуждено защищать свое завоевание от иностранной агрессии. Вначале пришлось отбиваться от интервенции испанских, американских, французских и английских войск. Затем десять лет противостоять сепаратистам Техаса и его аннексии Соединенными Штатами, а потом испытать масштабную интервенцию США (1846—1848 гг.), потеряв в результате половину своей территории. Но и этого оказалось недостаточно. После ухода американцев пришли французы, которые хозяйничали в стране с 1862 по 1867 г. [2, сc. 146-199].
4 Россия в это время переживала похожую ситуацию, ведя в рамках Крымской войны (1853—1856 гг.) боевые действия помимо Турции также с Англией и Францией. Как и Мексика, Россия вышла из этой войны побежденной, уступив свои позиции на Ближнем Востоке Франции и Англии и существенно подорвав свой престиж на международной арене [3]. В середине XIX в. и Мексика, и Россия были заняты залечиванием ран, нанесенных войной, проводя в то же время важные реформы. Президент Мексики Бенито Хуарес продолжил начатые им ранее прогрессивные преобразования, в частности, справедливое распределение земли, ликвидацию привилегий церкви и армии, реорганизацию администрации и системы образования, получившие название «Реформа» (La Reforma) (1858—1871) [2, сс. 199-208]. В России в это время (с 1861 по 1874 г.) под руководством императора Александра II также осуществлялись беспрецедентные по масштабу трансформации: отмена крепостного права, реформа высшего и среднего образования, судебная, военная, финансовая реформы и др. Б.Хуарес и Александр II оцениваются в истории похожим образом: один как отстоявший независимость, другой как царь-освободитель [4, cс. 410-439].
5 Несколько лет спустя, также практически одновременно, после смены глав государств в двух странах проходили процессы, направленные на свертывание реформ императором Александром III (1881—1894 гг.) в России и президентом Порфирио Диасом (1876—1911 гг.) в Мексике, особенно на втором этапе его правления (1888—1908 гг.). Оба правителя были противниками либерализма, сторонниками твердой централизованной власти и авторитарных методов правления. В этот период две страны демонстрировали экономические успехи, повышая свой международный авторитет. Мексике удалось решить проблему внешней задолженности и вернуть себе доверие кредиторов [2, сc. 226-231), а Александр III укрепил Россию в экономическом и военном отношении и стал известен под именем «миротворец» [4, cс. 439-447]. Как отметил Е.Н.Дик, «… в конце XIX в. Россия и Мексика имели некоторые сходные черты как в своем экономическом, так и политическом развитии. Обе страны проходили этап быстрой модернизации и интеграции в мировой рынок под руководством авторитарных правительств. Как мексиканская администрация, так и российское императорское правительство понимали сложность проблем, вызванных происходящими переменами, искали пути сохранения существующих политических структур, избегая, по возможности, осложнений в области внешней политики без ущерба для своего международного престижа» [5].
6 Следует отметить, что попытки установить дипломатические отношения после завоевания Мексикой независимости предпринимались с обеих сторон неоднократно, но лишь в 1890 г. они дали положительный результат. В тот период Мексика, опасаясь очередной интервенции Британии в связи со скоплением ее войск в соседнем Белизе, обратилась к Александру III с инициативой установления дипломатических отношений и получила положительный ответ вопреки противодействию Великобритании, Франции и Испании. Первым чрезвычайным и полномочным посланником Российской империи в Мексиканских Соединенных Штатах был опытный российский дипломат барон Р.Р.Розен. Одновременно полковник дон Педро Ринкон Гальярдо был назначен послом в Санкт-Петербурге, куда он и прибыл в апреле 1891 г.
7 В начале ХХ столетия между двумя странами был заключен первый договор о торговле и судоходстве. К 1911 г. в Мексике уже действовали российская миссия и четыре консульства [5]. Однако нормальное развитие отношений было прервано бурными революционными событиями, происходившими одновременно в двух странах. В Мексике народ восстал против диктатуры П. Диаса, а в России — против самодержавия. В разгар Мексиканской революции 1910—1917 гг. и новых интервенций США в 1914 и 1916 гг. русский народ воевал на полях Первой мировой войны, свергнул самодержавие и совершил в 1917 г. Октябрьскую революцию. Мексиканская революция и революция в России во многом преследовали общие цели. Они были реализованы посредством декретов Советской власти о земле и аграрной реформы в Мексике, антиклерикальными мерами, ограничением влияния иностранного капитала, при реализации независимой внешней политики и других мер, отраженных в мексиканской Конституции 1917 г. и в Конституции РСФСР 1918 г.
8 Совпавшие по времени и по многим целям две революции также в чем-то были похожи, а в чем-то разнились по их конечным результатам. В России установился социалистический строй с однопартийной системой; руководство сменялось лишь в случае естественной смерти или в результате внутрипартийного переворота. А в Мексике сформировалось обновленное буржуазно-демократическое государство также де-факто с однопартийной системой, но с закрепленным в конституции ограничением президентского правления одним шестилетним сроком без права переизбрания. «Эффективные выборы и непереизбрание» было одним из главных лозунгов мексиканской революции, который строго соблюдается до сих пор. Несмотря на эти различия, совпадение по времени революций, их целей и частично итогов последующих событий оставило глубокий след в историческом развитии двух стран и оказало взаимное влияние на их последующие отношения. Широко известно письмо крестьянского вождя Эмилиано Сапаты, которое он писал в феврале 1918 г. генералу Херардо Амескуа: «Мы много выиграли бы, и много выиграло бы дело человеческой справедливости, если бы народы нашей Америки и все нации старой Европы поняли, что дело революционной Мексики и дело свободолюбивой России представляют дело всего человечества, высшие цели всех угнетенных народов мира» [6, c. 30].
9 После победы двух революций и Россия, и Мексика были ввергнуты в гражданскую войну. Обе страны нуждались в международном и взаимном признании. Радикальные шаги, предпринятые в России по слому капиталистического режима, оказали влияние на подъем рабочего движения во многих стран мира и, в частности, в Мексике, где многие поставленные революцией цели не были достигнуты и где преобразования молодого государства рабочих и крестьян казались примером для подражания. Под влиянием этого подъема в 1919 г. была образована Мексиканская коммунистической партия (Partido Comunista Mexicano, PCM), позже (в 1940-е годы) — промарксистская Социалистическая народная партия (Partido Popular Socialista, PPS). Возникли левые организации и профсоюзные объединений, которые симпатизировали молодому государству рабочих и крестьян, выражали с ним солидарность, требовали от властей его признания и установления дипломатических отношений с образованным в 1922 г. СССР. Активисты движения солидарности в Мексике организовали сбор средств для голодающих Поволжья, оказывая тем самым важную материальную помощь молодой советской республике. В ответ на эту помощь представитель Русского Красного Креста в Нью-Йорке Давид Дубровский направил в мае 1923 г. президенту Мексики Альваро Обрегону письмо, в котором писал: «История будет вписывать в свои самые красивые страницы, что в то время, когда русский народ подвергался испытанию голодом и страданиями, именно люди такой далекой страны, как Мексика, помогали ему и давали силы продолжать борьбу» [7]. Именно возросшее влияние левых сил и движения солидарности сыграло определяющую роль в том, что Мексика первой в Латинской Америке признала молодое советское государство и установила с ним в 1924 г. дипломатические отношения, несмотря на противодействие США, которые, кстати, в это время еще не признавали правительство А.Обрегона. На следующий год именно в Мексике был открыт первый корпункт ТАСС в Латинской Америке.
10 О важном значении, которое придавалось с обеих сторон установлению дипотношений свидетельствовал тот факт, что как Москва, так и Мехико назначили своими первыми полномочными представителями видных деятелей правящих партий. Ими стали известный революционер-подпольщик С.С.Пестковский (1924—1926 гг.), которого сменила первая в мире женщина-посол, ранее — член Совета народных комиссаров в 1917—1918 гг. Александра Коллонтай (1926—1927), а с мексиканской стороны — один из активных участников революции, соратник А.Обрегона Базилио Вадильо.
11 Установление дипломатических отношений было чрезвычайно важным фактором как с политической, так и с экономической точки зрения, особенно в условиях, когда обе страны восстанавливали разрушенное во время революций хозяйство. Благодаря дипотношениям всего за три года российский импорт из Мексики вырос практически с нуля до 2 млн 757 тыс. рублей в 1927 г., а экспорт, который начался лишь в 1926—1927 гг., достиг в 1929 г. 1 млн 162 тыс. рублей [6, cс. 77-78]. Данный товарообмен был явно выгоден в первую очередь Мексике в силу положительного сальдо в ее пользу.
12 Большое значение в деле сближения двух народов имели в то время культурные связи. Визит в 1926 г. в Мексику советского поэта Владимира Маяковского, режиссеров Сергея Эйзенштейна, Григория Александрова и Эдуарда Тиссэ, снимавших фильм «Да здравствует Мексика» (1930—1932), а также посещение Советского Союза знаменитым мексиканским художником Диего Риверой (1927 г.), шахматным гроссмейстером Карлосом Торре (1925 г.) и делегацией Национальной крестьянской лиги Мексики (1927 г.), прибывшей на празднование десятой годовщины Октябрьской революции, свидетельствовали о взаимном стремлении к установлению и развитию отношений на уровне организаций культуры, спорта и профсоюзов [6, c.79]. Знакомство советских и мексиканских зрителей с кинофильмами каждой страны помогало лучше понять характер, переживаемые проблемы, чаяния обоих народов и способствовало их сближению и взаимным симпатиям. Работа в 1930 г. группы ученых во главе с известным советским ботаником, генетиком и географом Николаем Ивановичем Вавиловым положила начало развитию научных контактов между двумя странами [6, cс.84-85].
13 Нельзя сбрасывать со счетов и роль, которую сыграли в сближении двух стран русские эмигранты, переехавшие в Мексику после революции в России и в ходе Второй мировой войны. Многие из них оставили глубокий след в политической, экономической и культурной жизни Мексики. Это — политические деятели Л.Д.Троцкий, В.Л.Кибальчич, архитектор В.Каспе, художник В.В.Кибальчич (Vlady), инженеры-нефтяники О.Зайцевский, Ф.Рябишкин и Г.Офсеенко, актер, режиссер театра и кино А. С.Бойтлер, артист комического жанра Станислав (Эстанислао) Шилинский. Инженер В.А.Ольхович послужил прототипом Владимира Ольховского — главного героя художественного фильма Esperanza, снятого в 1988 г. его сыном, мексиканским кинорежиссером Серхио Ольховичем [8]. Хотелось бы также отметить, что в тяжелых условиях конца XIX—начала XX в. Мексика в 1905 г. дала приют 104-м семьям русских староверов-молокан, которые по религиозным соображениям отказывались служить в царской армии и поэтому преследовались властями. До сих пор в долине реки Гвадалупе (муниципалитет Энсенада), недалеко от приграничного с США города Тихуана (штат Нижняя Калифорния), живут их потомки, уже существенно ассимилированные, но все же частично сохраняющие русский язык, свою церковь и музей, где хранится утварь, привезенная их дедами из России [9].
14 Нормализация и развитие советско-мексиканских отношений усиливали позиции левых сил. В 1925 г. при участии PCM была образована Всеамериканская Антиимпериалистическая лига, в 1926 г. — Национальная крестьянская лига, а в 1929 г. — Унитарная профсоюзная конфедерация Мексики (Confederación Sindical Unitaria de México, CSUM) и Рабоче-крестьянский блок (Bloque Obrero y Campesino, BOC). Кроме того, под воздействием кризиса 1929 г. в стране усилилось забастовочное движение. Действия компартии находили поддержку Коминтерна и некоторых сотрудников советского посольства [10]. Это было использовано США и внутренней реакцией, искавших повод для разрыва отношений с СССР, чтобы обвинить во всем «руку Москвы» и оказать давление на мексиканское правительство. В июне 1929 г. в Мексике была объявлена вне закона PCM, а в январе 1930 г. новый президент Паскуаль Ортис Рубио, едва вступивший на этот пост, объявил о разрыве отношений с Кремлем [11]. В качестве предлога были использованы коммунистические демонстрации напротив мексиканских посольств в нескольких странах мира.
15 Временно исполнявший в то время обязанности народного комиссара по иностранным делам М.М.Литвинов отмечал: «Отношения между обеими странами и правительствами за все время не оставляли желать ничего лучшего. Я уверен, что мексиканский народ и его прежнее правительство весьма ценили сочувствие, с которым народы Союза относились к борьбе Мексики против ее подчинения интересам империалистических держав и за укрепление ее независимости. Мексиканские посланники в Москве в свою очередь постоянно заверяли нас в глубоких симпатиях мексиканского народа к нашему Союзу, и это были далеко не пустые дипломатические фразы. Само собою разумеется, никаких конфликтов, ни политических, ни экономических между Советским Союзом и дальней Мексикой не возникало и возникать не могло…. Мексиканский поверенный в делах ничем иным не мог официально объяснить мне разрыв отношений, как явно притянутыми за волосы ссылками на мнимые «коммунистические интриги», якобы, ведущиеся в разных странах против Мексики «по указанию Москвы». Никаких конкретных фактов он не привел, ибо в распоряжении его правительства не было таких фактов» [12].
16 Разрыв дипломатических отношений, естественно, сказался на связях обеих стран во всех областях. В 1930-е годы наблюдается заметное расхождение в векторах развития двух государств. В то время, когда СССР демонстрировал всему миру успехи первых пятилеток, Мексика испытывала последствия мирового экономического кризиса 1929 г. После убийства в 1928 г. только что избранного президентом А.Обрегона государство также переживало политический кризис. За шесть лет (с 1929 г.) в стране сменилось четыре президента [2, c. 292]. На внутренней обстановке сказывались и последствия так называемой войны кристерос (la Guerra Cristera, 1926—1929 гг.), вспыхнувшей из-за притеснения властями католической церкви [13]. С другой стороны, с приходом президента Ласаро Карденаса (1934—1940 гг.) в Мексике при опоре на левые силы активизировалось проведение аграрной реформы, укрепились трудовое законодательство и полномочия профсоюзов, гарантировались права женщин и всеобщее избирательное право, развивалось общедоступное образование, были национализированы нефтяные и железнодорожные компании. А в России в это время на фоне экономических успехов шли массовые репрессии руководящих политических, хозяйственных и военных кадров и простых граждан по обвинению в антисоветской деятельности [14].
17 Коренной перелом в отношениях двух стран произошел, когда СССР продемонстрировал героическое сопротивление гитлеровской армии, а Мексика в декабре 1941 г. разорвала — после того, как это сделали США — отношения с Германией и в мае 1942 г. объявила ей войну. В ноябре того же года в обстановке массовых демонстраций солидарности с борьбой советского народа Мексика вслед за Кубой восстановила дипломатические отношения с СССР. В своем письме И.В.Сталину в 1943 г. президент Мексики Мануэль Авила Камачо писал: «Великолепная борьба, которую ведет Советская армия против войск тоталитарных держав, и которая решительно поддерживается всем народом Советского Союза, вызвала в Мексике, так же как и во всем мире, самый горячий энтузиазм» [15, cс. 344-345]. Вслед за Кубой и Мексикой нормализовали отношения с СССР и многие другие страны Латинской Америки.
18 Как известно, вскоре после победы СССР во Второй мировой войне США, напуганные растущим влиянием Советского Союза, взяли курс на разжигание холодной войны, что отрицательно сказалось на советско-латиноамериканских отношениях. Однако Мексика, есмотря на то, что она подвергалась не меньшему давлению со стороны США, чем остальные латиноамериканские страны, не последовала их примеру и продолжала сохранять и развивать нормальные отношения с СССР все последующие годы. К тому времени Мексика уже твердо руководствовалась Доктриной Эстрады, названной так по имени бывшего министра иностранных дел Хенаро Эстрады, провозгласившего ее в 1930 г. Данная доктрина отрицает право любого государства вмешиваться в дела других стран, определять легитимность или нелегитимность того или иного правительства и, соответственно, заявлять о его признании или непризнании, ибо на это имеет право только народ соответствующей страны [16]. Доктрина Эстрады целиком отвечала политике мирного сосуществования, провозглашенной руководством СССР в 1950-е годы. Полное совпадение внешнеполитических взглядов правительств двух стран проявилось в вопросе об ограничении ядерного оружия. Это нашло отражение в заключенном в 1963 г. (по инициативе СССР) Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах, также известном как Московский договор, и в подписанном в 1967 г. (по инициативе Мексики) Договоре о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне, также известном как Договор Тлателолко. Согласно Договору Тлателолко регион был объявлен безъядерной зоной.
19 Совпадение внешнеполитических взглядов в условиях разрядки международной напряженности объективно способствовало переходу советско-мексиканских отношений в 1950—1960-е годы на более высокий уровень. Новый импульс получил двусторонний обмен. В 1959 г. Мексику посетил первый заместитель председателя Совета министров Анастас Иванович Микоян, открывавший выставку достижений СССР в области науки, техники и культуры. Его встречи с президентом Адольфо Лопесом Матеосом и другими мексиканскими политическими деятелями способствовали укреплению взаимопонимания между странами. Затем последовали обмены парламентскими, экономическими, профсоюзными и спортивными делегациями. Особое развитие получили культурные связи. В Мексике выступали балет Большого театра, артисты московского цирка, Ансамбль песни и пляски Советской армии имени А.В. Александрова, ансамбли Игоря Моисеева, «Березка» и др. В свою очередь в СССР проходили гастроли мексиканских музыкальных коллективов Los Panchos и Los Candilejos, Национального фольклорного ансамбля Мексики, балета Амалии Эрнандес, исполнительницы мексиканских народных песен Элии Касановас. В Москве и Ленинграде состоялись выставки великих мексиканских муралистов Хосе Клименте Ороско, Диего Риверы и Давида Альфаро Сикейроса. Возобновился обмен в области кинематографии. В 1959 г. в СССР была создана Ассоциация дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки.
20 В июне 1966 г. в Советском Союзе было образовано общество «СССР—Мексика», а в Мексике был создан Институт дружбы и культурных связей с СССР. В 1960 г. в Москве был основан Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, где, среди прочих, проходили подготовку и мексиканские студенты и аспиранты. В Мексике, помимо ТАСС, были открыты корпункты АПН, радио, телевидения и центральных советских газет, представительства внешней торговли и Государственного комитета по экономическим связям. В 1961 г. в Москве был создан Институт Латинской Америки (ИЛА) Академии наук СССР, установивший широкие связи с научными центрами и университетами Мексики. Частыми гостями ИЛА были такие ведущие мексиканские ученые, как философ Леопольдо Сеа, экономисты Хосе Луис Сесенья, Алонсо Агилар, Фернандо Кармона и др. С 1984 по 1992 г. у ИЛА в Мексике было свое представительство в виде регионального корреспондентского пункта журнала «Латинская Америка». В 1970—1980-е годы просоветские настроения широко распространялись как среди левых интеллектуалов, так и среди части мексиканских правительственных кругов. Само правительство Мексики, поддерживавшее Кубу и Никарагуа, рассматривалось как левое. Однако появление на этом фоне партизанских групп, действовавших по боливийскому примеру Че Гевары, и контакты с ними некоторых работников советского посольства временно омрачили советско-мексиканские связи. Из Москвы был отозван мексиканский посол, пять сотрудников советского посольства были высланы из Мехико [17]. Однако президент Луис Эчеверриа Альварес не только не воспользовался этим инцидентом для разрыва отношений с Москвой, как это было в 1930 г., но, наоборот, постарался наладить эти отношения. Через два года в апреле 1973 г. он прибыл в Москву, став первым мексиканским главой государства, посетившим СССР с официальным визитом. По результатам этой поездки было подписано совместное коммюнике, в котором констатировалось совпадение позиций СССР и Мексики по основным международным проблемам [18]. В период президентского правления Л.Эчеверриа (1970—1976 гг.) Мексика являлась одним из лидеров Движения неприсоединения, стала лидером борьбы за перестройку международных экономических отношений, за установление нового международного экономического порядка, поддержала, а потом и возглавила усилия развивающихся стран по созданию экономической 200-мильной зоны, была инициатором выработки Хартии экономических прав и обязанностей государств, активно добиваясь принятия соответствующих резолюций в ООН и в других международных организациях [19, cс. 369-378]. Все эти инициативы были полностью поддержаны советским руководством и советской общественностью во всех международных организациях.
21 Своим визитом в СССР Л.Эчеверриа создал хороший прецедент. После него Кремль посетили его преемник Хосе Лопес Портильо и все последующие президенты Мексики за исключением Мигеля де ла Мадрида. Это объясняется рядом объективных обстоятельств. Во-первых, начало правления М.де ла Мадрида (1982—1988 гг.) совпало со смертью (в течение трех лет) трех руководителей советского государства — Л.И.Брежнева в 1982 г., Ю.В.Андропова в 1984 г. и К.У.Черненко в 1985 г. Во-вторых, в годы президентства М.де ла Мадрида страна переживала тяжелейший экономический и долговой кризис, вызванный обвалом мировых цен на нефть. Будучи не в состоянии выполнять свои долговые обязательства, правительство было вынуждено объявить дефолт. Под давлением Международного валютного фонда и США мексиканским властям пришлось принять неолиберальные экономические условия и пойти на проведение соответствующих реформ по сокращению участия государства в экономике и социальной сфере. Политика последующих правительств вплоть до 2018 г. характеризовалась углублением неолиберальных реформ, а их социально-экономические последствия привели к серьезным политическим переменам, которые завершились потерей многолетней монополии на власть правящей Институционно-революционной партии (Partido Revolucionario Institucional, PRI) и созданием к концу 1990-х годов реально многопартийной, а точнее трехпартийной, политической системы как на законодательном, так и на исполнительном уровнях власти [20, cc.12-38].
22 Весьма похожая ситуация складывалась в эти годы и в СССР (с 1991 г. — России). С приходом к власти в 1985 г. М.С.Горбачева (1985—1991 гг.), объявившего перестройку, страна также оказалась в турбулентном состоянии. Правительство пыталось предпринять робкие шаги в сторону экономической и политической демократизации, которые не только не сумели решить проблемы, накопившиеся за годы функционирования централизованной плановой экономики и однопартийного политического управления, но и привели к еще большему их обострению. Президент России Б.Н.Ельцин (1991—1999 гг.), сменивший М.С.Горбачева на посту главы государства, был более радикален. За восемь лет его правления однопартийная коммунистическая система ушла в прошлое. В стране появился ряд новых партий, претендующих на власть. Была проведена масштабная приватизация госпредприятий, и, самое главное, произошел распад Советского Союза на самостоятельные государства, а Россия в международных отношениях стала правопреемницей СССР. Неолиберальные реформы Б.Н.Ельцина, проводимые тоже в угоду требованиям США и МВФ, так же, как и в Мексике, привели к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Однако похожие ситуации в Мексике и в новой России снимали существовавшие прежде идеологические разногласия и объективно создавали почву для активизации контактов. Как уже было сказано выше, после правления М. де ла Мадрида Москву с официальным визитом посетили все последующие президенты Мексики — Карлос Салинас де Гортари (1991 г.), Висенте Фокс Кесада (2005 г.), Фелипе Кальдерон Инохоса (2012 г.) и Энрике Пенья Ньето (2013 г.). В качестве главы российского государства В.В.Путин нанес визит в Мексику в 2004 г. Второй раз он посетил страну ацтеков в 2012 г., но в качестве председателя правительства РФ. Взаимные визиты на уровне глав государств свидетельствовали о желании обеих сторон активизировать отношения, систематически развивая политический диалог.
23 В рамках политических консультаций практически каждый год проводились встречи руководителей МИД и их заместителей. Кроме того, главы государств и внешнеполитических ведомств регулярно встречались на много-сторонних форумах. В сентябре 2017 г. посол Мексики Норма Пенсадо Морено в интервью «Парламентской газете» по случаю национального праздника — Дня независимости Мексики — так охарактеризовала состояние российско-мексиканских отношений: «Наши страны заинтересованы в том, чтобы быть глобальными игроками, продвигающими мир и безопасность. Мексика и Россия взаимодействуют в различных международных организациях, например, в таких, как ООН, G-20, АТЭС. Мы вместе работаем над активизацией свободной торговли, борьбы с терроризмом и организованной преступностью...  Мексика с благодарностью приняла приглашение на саммит BRICS, прошедший в Китае 3-5 сентября 2017 г. На полях данного форума состоялась встреча лидеров наших государств, основной темой которой стали вопросы экономического сотрудничества» [21]. 
24 С победой Андреса Мануэля Лопеса Обрадора на президентских выборах в 2018 г. Мексика и Россия вступили в новый этап отношений, основанных на идентичности взглядов не только во внешней политике, но также в экономической и социальной сферах. Еще в ходе своей предвыборной кампании Лопес Обрадор открыто заявил, что он и его партия Движение национального возрождения (Movimiento de Regeneración Nacional, MORENA) будут проводить левый курс и независимую внешнюю политику [22]. В.В.Путин в числе первых поздравил новоизбранного президента и пригласил его приехать с официальным визитом в Россию, на что последний ответил согласием [23].
25 Предпринимаемые Лопесом Обрадором шаги так же, как и в сегодняшней России, направлены на корректировку содержания неолиберальных реформ, которые он резко критикует практически на каждой из ежедневных утренних пресс-конференций. Мексиканский президент считает, что неолиберализм нанес ущерб ключевым отраслям экономики страны и социальной сфере, приведя к развалу госпредприятий, системы здравоохранения и образования. Первыми его шагами на посту главы государства стали закрепление в Конституции права граждан на бесплатное образование, включая среднее и высшее [24], бесплатное медицинское обслуживание и медикаменты, на пенсионное обеспечение всех граждан, включая домохозяек, самозанятых и других лиц, не охваченных системой государственного или частного страхования [25]. В поправках и в дополнениях к Конституции Мексики, инициированных Лопесом Обрадором, и к Основному закону России, внесенных В.В.Путиным, можно найти много общего, особенно в части социальных гарантий [26].
26 Общность подходов двух стран к решению внешних и внутренних проблем объективно создает предпосылки для активизации отношений. Поэтому впервые за последние десять лет глава российского МИД С. В.Лавров в феврале 2020 г. посетил Мексику с рабочим визитом. В ходе переговоров с его коллегой Марсело Эбрардом также отмечалось совпадение по принципиальным вопросам внешней и внутренней политики. В частности, стороны выступили с общих позиций относительно ситуации в Венесуэле, считая, что решать все проблемы этой страны необходимо исключительно путем диалога между правительством и оппозицией. При обсуждении российско-мексиканских отношений стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в укреплении двустороннего сотрудничества «во всех, без исключения, областях», обсудили задачи развития и ин-тенсификации политического диалога, в том числе на высоком и высшем уровне. Была также рассмотрена целесообразность введения безвизового режима на взаимной основе, заключена договоренность об открытии дополнительно двух российских консульств в городах Пуэбла и Мерида. Кроме того, было принято решение о возобновлении работы Смешанной комиссии по  экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству, которая не заседала с 2011 г. Выступая на пресс-конференции по итогам переговоров, С.В.Лавров отметил, что «в Мексике расширяет свое присутствие ПАО «Лукойл», в России в Улья-новской области работает мексиканская фирма «Немак», которая производит автомобильные компоненты, а  в  Подмосковье открылся завод компании «Грума Интернэшнл Фуд». По его словам российского министра, есть неплохие заделы и в сфере военно-технического сотрудничества: в Мек-сике работают около 50 вертолетов российского производства, функционирует центр их обслуживания, а на его базе  центр подготовки пилотов. С.В.Лавров и М.Эбрард договорились о том, что обе страны отметят 130-ю годовщину установления дипломатических отношений [27].
27 Что касается российско-мексиканского сотрудничества на международной арене, то, по словам посла РФ в Мексике В.В.Коронелли, «мексиканцы в ходе текущей сессии на голосованиях в комитетах и на пленарных заседаниях в составе Генассамблеи ООН поддержали все наши резолюции, связанные с неразмещением оружия в космосе, мерами доверия и транспарентности в космическом пространстве» [28]. Весьма показательно, что, комментируя заявление мексиканского посла в РФ Н.Пенсадо об основополагающих внешнеполитических принципах ее страны, газета «Коммерсант» написала: «Точно такую же фразу, представляя в зарубежных поездках российскую позицию, мог бы произнести и Сергей Лавров» [28].
28 Идентичность взглядов руководства двух стран на решение внешних и внутренних проблем объективно способствует лучшему взаимопониманию и развитию отношений на новом более высоком уровне. В то же время не следует ожидать резких изменений. Надо иметь в виду, что, объявив левый курс, Лопес Обрадор оказался между «Сциллой и Харибдой». С одной стороны, налицо объективное стремление к более тесным контактам с партнером, с которым есть полное взаимопонимание, с другой — из-за активизации этих контактов страна может попасть под санкции северного соседа, который с приходом в Белый дом Дональда Трампа ведет себя все более агрессивно. В этой ситуации мексиканский президент сделал основную ставку на решение острейших внутренних проблем, доставшихся ему в наследство от предыдущих правительств. Это, прежде всего, организованная преступность, коррупция и социальные вопросы. Внешняя же политика не является приоритетной, и отвечая на вопрос о ней, Лопес Обрадор заявил, что «самая лучшая внешняя политика — это политика внутренняя». И с этим трудно не согласиться: только стабильная экономика и поддержка населением политического курса могут способствовать росту авторитета страны на международной арене и обеспечивать защиту национальных интересов в отношениях с другими государствами, в частности, с таким соседом, как США. Сосредоточившись на внутренних проблемах, Лопес Обрадор за два года с момента своего избрания ни разу не выехал за рубеж. Предпринимаемые МИД Мексики внешнеполитические шаги являются скорее ответом на внешние вызовы, чем собственными инициативами.
29 Слабым звеном в российско-мексиканских отношениях были и остаются торговые связи, поскольку их уровень значительно ниже возможностей двух стран. И здесь вряд ли стоит ожидать существенного прорыва, прежде всего, в силу объективных геоэкономических факторов. Имея под боком самый емкий и богатый рынок в мире, мексиканский предприниматель не испытывает острой необходимости «ехать» за моря, когда рядом есть щедрый покупатель. Так, весной 2020 г. именно в США Мексике удалось продать 1,6 млн т излишков сахара по наиболее высоким ценам [29]. В 2018 г. на североамериканский рынок приходилось 76,5% (358 млрд долл.) мексиканского экспорта, что составляло 77,6% ВВП, и 46,6% (216 млрд долл.) импорта Мексики [30, p. 407]. Главными покупателями мексиканских товаров после США являются Китай (18%), страны Евросоюза (11,4%) и Япония (3,9%) [31]. Мексиканские власти всегда уделяли внимание развитию торгово-экономических отношений с другими государствами мира, прежде всего, с точки зрения их диверсификации, подписав со многими странами соглашения о свободной торговле. Тем не менее приведенные выше цифры говорят сами за себя: торговые отношения с заокеанскими партнерами, включая Россию и латиноамериканских соседей важны, но отношения с США жизненно необходимы.
30 Помимо чисто экономической стороны дела важную роль играет и геополитический фактор. Соединенные Штаты не хотели, чтобы победу на выборах в Мексике одержал Лопес Обрадор, и обвиняли его в связях с Кремлем [19]. Появление в соседней стране левого правительства, которое поддерживает левые режимы в Латинской Америке, в частности, Николаса Мадуро (2013 — н/в) в Венесуэле, и даже предоставило политическое убежище неугодному США левому президенту Боливии Эво Моралесу (2006—2019 гг.), не может не вызывать раздражения американской администрации, которая пытается переломить ситуацию, в том числе и путем экономического воздействия. Как известно, в конце 2018 г. США навязали Мексике новый договор о североамериканской зоне свободной торговли взамен прежнего NAFTA (North American Free Trade Area). При этом Д.Трамп и предыдущий мексиканский президент Э.Пенья Ньето подписали договор (United States Mexico Canada, USMCA) на полях саммита G-20 в Аргентине 30 ноября 2018 г., то есть за день до инаугурации Лопеса Обрадора. Только что вступившему в должность мексиканскому президенту, который неоднократно выступал против пересмотра прежних условий свободной торговли, ничего не оставалось, как смириться, пытаясь потом отстаивать свои позиции по конкретным вопросам и механизмам, связанным с имплементацией этого договора, который существенно сужает внешнеторговую свободу Мексики. Помимо того, что по USMCA Мексика лишалась дополнительных иностранных инвестиций в строительство новых предприятий и, соответственно, в создание новых рабочих мест, она также потеряла возможность заключать торговые и финансовые сделки со странами, которых США сочтут недемократическими [32].
31 Новый договор о свободной торговле является серьезным препятствием на пути диверсификации и расширения торговых отношений Мексики с другими регионами мира, включая Россию. И последствия не заставили себя ждать. Если в 2018 г. товарооборот России с Мексикой составлял 2,9 млрд долл., увеличившись на 19,23% по сравнению с 2017 г., то в 2019 г. он сократился на 12,12%, составив 2,6 млрд долл. При этом россий-ский экспорт в Мексику уменьшился на 26,25%, а импорт — на 18,06% [33]. Говоря о других способах давления на Мексику, российский политолог И.Б.Пшеничников указывает, что «США отнесли наркокартели к террористическим организациям. У этого шага есть далеко идущие последствия. Возможно, в какой-то момент Штаты в качестве формы давления обвинят Мексику в пособничестве терроризму. Это — неубиваемая американская позиция на любых переговорах Вашингтона с Мехико» [34]. Поневоле на память приходит известная фраза: «Бедная Мексика, как далеко ты от Бога и как близко от Соединенных Штатов» [35].
32 Таким образом, в современных условиях, когда США грубо навязывают свое видение другим странам, Лопесу Обрадору приходится считаться с этим обстоятельством, отстаивать традиционные внешнеполитические принципы и развивать отношения с Россией, проявляя осторожность.
33 Начиная с XIX в., в истории России и Мексики происходили события, которые совпадали как по времени, так и по содержанию. Они оставляли отпечаток в жизни народов двух стран и влияли на формирование политической системы и внешнеполитических принципов, во многом также совпадающих. Схожесть событий и взглядов на международные отношения объективно способствовала взаимопониманию и сближению обеих стран на принципах взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела. Строго соблюдая эти принципы, Россия и Мексика на протяжении 130 лет с момента первого установления дипломатических отношений никогда не имели межгосударственных конфликтов. Причиной разрыва отношений в 1930 г. были не принципиальные противоречия, а вмешательство США и внутренней реакции, испугавшихся роста влияния внутренних левых сил. Преодолев этот разрыв в 1942 г., Мексика до сегодняшнего дня поддерживает с Россией дружеские официальные отношения. Твердо придерживаясь доктрины Эстрады, она сохраняет независимость во внешней политике, при этом оставаясь сильно зависимой от США экономически.
34 С победой на президентских выборах в 2018 г. А.М.Лопеса Обрадора, объявившего левый курс, между Россией и Мексикой возникло почти полное совпадение во взглядах не только на внешнюю, но и на внутреннюю экономическую политику, что объективно должно привести к активизации отношений и более тесному сотрудничеству.
35 Однако, учитывая агрессивное поведение нынешней американской администрации, отмеченное выше совпадение взглядов и резкая активизация сотрудничества могут отрицательно сказаться на устойчивости мексиканского руководства и, в конечном счете, на российско-мексиканских отношениях. Лопесу Обрадору приходится учитывать горький опыт правительств левых латиноамериканских соседей. Поэтому на данном этапе его главные задачи заключаются в обеспечении внутренней поддержки своего курса, направленного на исправление негативных последствий политики неолиберализма, а также необратимости реформ, которые он закрепляет в конституции благодаря абсолютному большинству его партии MORENA в обеих палатах Национального конгресса. Несмотря на ограниченные возможности активизации торгово-экономических связей, Мексика является вторым после Бразилии торговым партнером России на латиноамериканском континенте. При этом у России и Мексики остается широкое поле для интенсивного взаимодействия в области международной политики, науки, культуры и образования.

References

1. Dik E.N. Rossijsko-meksikanskie otnosheniya v 1741—1991 godakh i ikh vliyanie na Meksiku. Rossijskaya istoriya. M., 2009, № 2, s. 26-29.

2. Novaya kratkaya istoriya Meksiki. M., Ves' Mir, 2018, 352 s.

3. Krymskaya vojna: 1853—1856 (neizvestnye stranitsy). Rodina. Rossijskij istoricheskij zhurnal. M., 1995, № 3-4.

4. Reformy 60-70–kh gg. XIX v. v «Rossiya s drevnejshikh vremen do nachala XX veka» / Pod red. V.P. Budanovoj. M.: OLISS, 2006. 464 s.

5. E.N. Dik. Vospriyatie pravitel'stvom Rossijskoj imperii Meksiki v period pravleniya Porfirio Diasa (1890—1911). Latinskaya Amerika. M., 2010. № 8, s. 17-31.

6. SSSR i Latinskaya Amerika 1917—1967. M., Mezhdunarodnye otnosheniya, 1967, 216 c.

7. Monteón González H. La solidaridad: un puente que unió a México y la Rusia soviética. Available at: http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1665-05652011000200003 (accessed 12.05.2020).

8. Russkie v Meksike. [Russians in Mexico. (In Russ.)] Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 14.05.20209).

9. Rryguny in Baja California, Mexico. Available at: http://www.molokane.org/places/Mexico/index.html#2 (accessed 15.05.20209).

10. Khejfets V.L., Khejfets L.S. Moskva-Mekhiko, 1919. Esche raz o meksikanskoj missii M.M. Borodina. Latinskaya Amerika, M., 2000, № 8, ss. 72-86.

11. Manukhin A.A. Vstrecha dvukh revolyutsij. Latinskaya Amerika, M.: 2014, № 9, cs. 70-86.

12. O razryve otnoshenij mezhdu SSSR i Meksikoj. Available at: http://rt-online.ru/p10078251/ (accessed 12. 05.2020).

13. "Vojna kristeros" - presledovanie katolikov v Meksike Available at: https://tiki-tarakihi.livejournal.com/34503.html (accessed 20.01.2020).

14. Repressii v SSSR: sotsial'no-politicheskij smysl. [Repression in the USSR: socio-political meaning (In Russ.). Available at: https://istoriarusi.ru/cccp/repressii-v-sssr-kratko.html (accessed 25.03.2020).

15. Vneshnyaya politika Sovetskogo Soyuza v period Otechestvennoj vojny. T.1, M., Gospolitizdat, 1946, 803 c.

16. Teorii priznaniya gosudarstv. Available at: https://studme.org/59163/pravo/teorii_priznaniya_gosudarstv (accessed 20.04.2020).

17. Torres J. La caza de espías rusos en México: el capítulo que tensó las relaciones con Moscú. Available at: https://newsweekespanol.com/2018/02/cuando-mexico-cazaba-espias-rusos/ (accessed 23.04.2020).

18. Sovmestnoe sovetsko-meksikanskoe kommyunike o vizite v SSSR prezidenta Meksiki (17 aprelya 1973). Available at: http://www.illuminats.ru/component/content/article/29-new/755317--1973 (accessed 07.10.2019).

19. Meksika: tendentsii ehkonomicheskogo i sotsial'no-politicheskogo razvitiya. M., Nauka, 1983, 392 c.

20. Meksika: paradoksy modernizatsii. Otv.red. Davydov V.M. M:, ILA RAN. 2013, - 336 s. [Meksika: paradoksy modernizatsii [Mexico: the paradoxes of modernization]. Davydov V.M. (ed.), Moscow, ILA RAN, 2013, 336 p. (In Russ.).

21. Rossiya-Meksika: obnovlyonnye otnosheniya. Available at: https://zen.yandex.ru/media/pnpru/rossiiameksika-obnovlennye-otnosheniia-59bb9cfe1410c34d422d30c5 (accessed 27.05.2020).

22. A.N. Borovkov. Meksika na novom istoricheskom povorote. Latinskaya Amerika, M., 2019, № 7, ss. 61-75.

23. Putin interfiere en las elecciones de México. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=zXBomWbZJ98&list=PLUZ18WKzptBLsFG3BrUV1vFylCbt_nCqz&index=5&t=0s (accessed 20.05.2020).

24. 9 puntos para entender la nueva reforma educativa de AMLO. Nación, 15.02.2019. Available at: https://www.nacion321.com/gobierno/9-puntos-para-entender-la-nueva-reforma-educativa-de-amlo (accessed 15.02.2020).

25. AMLO pide “atención preferente” a reforma constitucional sobre becas. Available at: https://politica.expansion.mx/presidencia/2020/01/30/amlo-pide-atencion-preferente-a-reforma-constitucional-sobre-becas (accessed 17.05.2020).

26. Polnyj spisok popravok v Konstitutsiyu 2020. Available at: https://fozo.info/239-polnyj-spisok-popravok-v-konstituciju-2020.html (accessed 14.03.2020).

27. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannykh del Rossijskoj Federatsii S.V.Lavrova. Available at: https://eadaily.com/ru/news/2020/02/07/rossiya-i-meksika-vozobnovlyayut-rabotu-komissii-po-sotrudnichestvu-lavrov (accessed 16.03.2020).

28. Tarasenko P. Manuehlovichi my. Kommersant, M., 07.02.2020. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4244352?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (accessed 25.02. 2020).

29. Estados Unidos incrementa a 1.65 millones de toneladas su demanda de azúcar mexicana. Available at: https://www.economiahoy.mx/economia-eAm-mexico/noticias/10435954/03/20/Estados-Unidos-incrementa-a-165-millones-de-toneladas-su-demanda-de-azucar-mexicana.html (accessed 12.05.2020).

30. Banco de México, 2019, CuadroA60, p. 407. Available at: https://www.banxico.org.mx/ publicaciones-y-prensa/informes-anuales/%7BE7EB840F-C4E6-9253-205E-9D7A71BBF101% 7D.pdf (accessed 25.02.2020).

31. Cifras del Comercio Exterior en México. Available at: https://santandertrade.com/es/portal/analizar-mercados/mexico/cifras-comercio-exterior (accessed 27.05.2020).

32. EE.UU. podrá vetar en el nuevo TLC acuerdos comerciales de México o Canadá con China. Available at: https://elpais.com/internacional/2018/10/03/actualidad/1538582361_899682.html (accessed 21.11.2019).

33. Vneshnyaya torgovlya Rossii. Available at: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-meksikoy-v-2019-g/ (accessed 25.05.2020).

34. Zabrodin A. Desyat' let v odinochestve: Sergeya Lavrova dozhdalis' v Meksike na Yubilej. Available at: https://iz.ru/973304/aleksei-zabrodin/desiat-let-v-odinochestve-sergeia-lavrova-dozhdalis-v-meksike-na-iubilei (accessed 21.05.2020).

35. Pobre México, tan lejos de Dios y tan cerca de Estados Unidos. Available at: https://laopinion.de/2019/06/13/pobre-mexico-tan-lejos-de-dios-y-tan-cerca-de-estados-unidos/ (accessed 12.04.2020).